- Актуальность направления деятельности
Роль сферы услуг в современной экономике Республики Беларусь обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно: новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др. Развитая сфера услуг – залог успешного развития общества. Курс на модернизацию белорусской экономики предполагает повышение значимости сферы услуг в социально-экономическом развитии страны. Среди первоочередных задач – повышение уровня и качества сферы услуг. Эксплуатация и ремонт автомобилей занимают наибольшую долю в ВВП наряду с торговлей и ремонтом бытовых изделий.
В связи с необходимостью опережающей подготовки квалифицированных кадров в условиях формирования конкурентоспособной и инновационной сферы услуг, модернизации образовательной сферы, внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса в учебном заведении создан ресурсный центр по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей».
Учебно-методический комплекс по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей» является фундаментом научно-методического обеспечения и содержит открытую систему средств, объединенных единой целью и содержанием и должен отвечать следующим основным требованиям:
создавать условия для решения в максимальной степени образовательных задач;
обеспечивать единство понятий, терминологии и условных обозначений;
отвечать эстетическим, гигиеническим требованиям и требованиям безопасности труда;
соответствовать содержанию учебной программы как по системности отражения учебных элементов, так и по установленным уровням результатов усвоения содержания;
отвечать основным принципам дидактики и уровню развития современной науки, техники и производства;
учитывать особенности теоретического и производственного обучения;
стимулировать применение современных методов, технологий обучения и воспитания, организационных форм обучения, системы контроля учебной деятельности учащихся;
обеспечивать научную организацию труда преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся;
обеспечивать максимальный педагогический эффект.
Планируемая работа носит практический характер и будет полезна разработчикам УМК, педагогическим работникам и руководителям учреждений, обеспечивающих реализацию образовательных программ профессионально-технического образования.
- Цель деятельности
Совершенствование научно-методического обеспечения профессионально-технического образования по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей».
- Задачи
- Изучение условий повышения качества образования при реализации образовательной программы профессионально-технического образования.
- Разработка структурных элементов учебно-методических комплексов по предметам профессионального компонента.
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
- Анализ эффективности применения учебно-методического комплекса в процессе обучения.
- Апробация в учебном процессе разработанных структурных элементов научно-методического обеспечения специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей».
- Повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников, их компетентности в области преподаваемых предметов и методики преподавания.
- Разработка программно-планирующей документации воспитания в рамках учебных предметов профессионального компонента.
- Проведение педагогической экспертизы структурных элементов учебно-методического комплекса.
- Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по соответствующему направлению деятельности.
- Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий профессионального обучения, научно-методического, программного, тестового обеспечения.
- Создание условий для приобретения учащимися навыков работы на современном оборудовании.
- Сроки реализации деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования по направлению «Научно-методическое обеспечение ПТО по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей»: 2019-2022 гг.
- Предполагаемый результат деятельности
Сентябрь – июнь 2019/2020 учебного года:
- Откорректирована учебно-программная документация по учебным предметам «Устройство автомобиля», «Электрическое оборудование современных автомобилей».
- Посещена международная специализированная выставка.
- Разработаны средства контроля по учебным предметам профессионального компонента.
- Проведен семинар-практикум с педагогическими работниками по развитию творческих способностей учащихся.
- Продолжено создание медиатеки по учебным предметам профессионального компонента.
- Проведены открытые занятия по учебным предметам «Производственное обучение», «Иностранный язык в профессии», «Устройство и эксплуатация автомобилей».
- Организовано сотрудничество со средствами массовой информации.
Сентябрь – июнь 2020/2021 учебного года:
- Разработано электронное средство обучения по учебному предмету «Устройство автомобиля».
- Разработаны методические рекомендации по преподаванию тем учебного предмета «Устройство автомобилей».
- Проведены открытые занятия по учебным предметам «Производственное обучение», «Слесарное дело», «Устройство автомобилей»;
- Разработаны методические рекомендации по преподаванию практических занятий по учебному предмету «Устройство автомобиля».
- Продолжено создание медиатеки по учебным предметам профессионального компонента.
- Разработаны электронные средства обучения по учебным предметам профессионального компонента.
- Проведен мастер-класс по учебному предмету «Устройство автомобиля».
- Разработан комплект инструкционно-технологических карт.
- Посещена международная специализированная выставка.
- Организовано сотрудничество со средствами массовой информации.
Сентябрь – июнь 2021/2022 учебного года:
- Обобщен передовой педагогический опыт мастера производственного обучение Скворцова С.А.
- Разработано электронное средство обучения по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей».
- Проведены открытые занятия по учебным предметам «Производственное обучение», «Электрическое оборудование современных автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
- Разработаны методические рекомендации по преподаванию практических занятий по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей».
- Проведен мастер-класс по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей».
- Разработан комплект инструкционно-технологических карт.
- Продолжено пополнение медиатеки по учебным предметам профессионального компонента.
- Посещена международная специализированная выставка.
- Организовано сотрудничество со средствами массовой информации.
- Содержание программы
№ п/п |
Содержание деятельности |
Формы работы |
Участники взаимодействия |
Ответственный (Ф.И.О.) |
Сроки выполнения (проведения) |
Результаты деятельности (продукт деятельности) |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
||||||
1 |
Анализ научно-методического обеспечения образовательного процесса по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей» |
Заседание методической комиссии, проверка наработанных материалов |
Педагогические работники, председатели методических комиссий |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П. |
Сентябрь-октябрь 2019 г. |
Проект предложения в программу |
2 |
Разработка программы по реализации деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования |
Педагогический совет |
Администрация, преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Октябрь 2019 г. |
Программа |
3 |
Разработка плана мероприятий по реализации программы |
Инструктивно-методическое совещание |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., заведующий ресурсным центром Ерофеенко А.В., преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Октябрь 2019 г. |
План |
4 |
Формирование состава творческих групп по разработке структурных элементов УМК по учебным предметам |
Заседание творческой группы |
Члены творческих групп |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Сентябрь 2019 г. |
Состав творческой группы |
5 |
Организация работы с педагогическими работниками по повышению их квалификации. |
Курсы повышения квалификации, стажировки и др. |
Педагогические работники, РИПО |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П. |
Ежегодно, сентябрь 2019 г. |
Предложения в План повышения квалификации, единый план методической работы, раздел «Организация учебы педагогических работников» |
6 |
Семинар-практикум «Совершенствование научно-методического обеспечения профессионально-технического образования по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей»» |
Семинар-практикум |
Администрация, преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Октябрь 2019 г. |
Методические материалы |
7 |
Рассмотрение вопросов по направлению деятельности ведущего учреждения образования |
Педагогический совет |
Администрация, преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П. |
2 раза в год: сентябрь, январь |
Протокол педагогического совета |
8 |
Посещение специализированных семинаров, выставок, конференций, мастер-классов |
Экскурсия |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., заведующий ресурсным центром Ерофеенко А.В., преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Ежегодно |
Фотоотчет |
9 |
Заседание методической комиссии «Подведение итогов за 1 полугодие» |
Отчет |
Председатель методической комиссии Горавская Е.А., преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П. |
Январь 2020 г. |
Отчет, методические материалы, ЭСО |
II. ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП |
||||||
1 |
Изучение психологических исследований по теме проекта |
Заседания методической комиссии, анкетирование, тестирование |
СППС |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Сентябрь-октябрь 2019 г. |
Аналитические материалы по теме исследования, рекомендации для учащихся, педагогов |
2 |
Корректировка учебно-программной документации |
Заседания методической комиссии |
Председатель методической комиссии Горавская Е.А., преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
Сентябрь 2019 г. |
УПД |
3 |
Анализ требований образовательного стандарта, заказчиков кадров |
Заседания методической комиссии |
Председатель методической комиссии Горавская Е.А., преподаватели, мастера п/о |
Зам. директора по УПР Коровкин В.В. |
Сентябрь-октябрь 2019 г. |
Модель многоступенчатого профессионального обучения |
4 |
Проведение семинара «Опыт использования СДО Moodle при изучении учебных предметов по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей» |
Семинар |
Цикловая комиссия преподавателей информационных технологий |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., председатели методических комиссий Горавская Е.А., Маркова В.В. |
Апрель 2022 г. |
Методические рекомендации |
5 |
Проведение воспитательного часа «Выбор профессии в современном мире» |
Воспитательный час |
Кураторы групп, мастера п/о, учащиеся |
Зам. директора по УВР Якимова Л.В. |
Май 2020 г. |
Методическая разработка |
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
||||||
1 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Устройство автомобилей» |
|||||
1.1 |
Разработка электронных средств обучения |
Индивидуальная работа, заседания методической комиссии, работа творческой группы |
Педагогические работники, творческие группы, инженер-программист |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А. |
В течение периода реализации программы |
Электронные средства обучения |
1.2 |
Разработка средств контроля |
Карточки-задания, тесты, ОКР и др. |
||||
1.3 |
Разработка методических рекомендаций по изучению отдельных тем учебного предмета |
Методические рекомендации по изучению темы |
||||
1.4 |
Разработка методических рекомендаций по выполнению практических занятий |
Методические рекомендации по выполнению практических занятий |
1.5 |
Разработка комплекта инструкционно-технологических карт |
Индивидуальная работа, заседания методической комиссии, работа творческой группы |
Педагогические работники, творческие группы, инженер-программист |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А. |
2020-2022 уч. г. |
Комплект инструкционно-технологических карт |
1.6 |
Создание и пополнение медиатеки |
Медиатека |
||||
1.7 |
Проведение мастер-класса |
Мастер-класс |
Преподаватели |
2021-2022 уч. г. |
Методическая разработка |
|
2 |
Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей» |
|||||
2.1 |
Разработка электронных средств обучения |
Индивидуальная работа, заседания методической комиссии, работа творческой группы |
Педагогические работники, творческие группы, инженер-программист |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А. |
В течение периода реализации программы |
Электронные средства обучения |
2.2 |
Разработка средств контроля |
Карточки-задания, тесты, ОКР и др. |
||||
2.3 |
Разработка методических рекомендаций по изучению отдельных тем учебного предмета |
Методические рекомендации по изучению темы |
||||
2.4 |
Разработка методических рекомендаций по выполнению практических занятий |
Методические рекомендации по выполнению практических занятий |
||||
2.5 |
Разработка комплекта инструкционно-технологических карт |
2020-2022 уч. г. |
Комплект инструкционно-технологических карт |
|||
2.6 |
Создание и пополнение медиатеки |
Медиатека |
||||
2.7 |
Проведение мастер-класса |
Мастер-класс |
Преподаватели |
2021-2022 уч. г. |
Методическая разработка |
|
3 |
Изучение условий повышения качества образования |
|||||
3.1 |
Разработка электронных средств обучения в рамках областных и республиканских смотров и конкурсов |
Индивидуальная работа, работа творческой группы |
Педагогические работники, творческая группа, инженер-программист |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В. |
В течение периода реализации программы |
Электронные средства обучения |
3.2 |
Творческие встречи по обмену опытом работы с учреждениями образования |
Индивидуальная работа, семинары-практикумы, экскурсии |
Педагогические работники |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П. |
В течение периода реализации программы |
Отчет, информационный материал |
3.3 |
Профессиональная переподготовка по квалификации «Мастер производственного обучения» в РИПО |
Переподготовка в РИПО |
Мастера п/о |
Зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., инспектор по кадрам |
В течение периода реализации программы |
Диплом о переподготовке |
3.4 |
Проведение развивающих занятий с целью повышения психологической готовности к аттестации |
Тренинг, индивидуальные, групповые консультации |
Учащиеся, педагогические работники |
СППС |
В течение периода реализации программы |
Методическая разработка занятий |
IV.ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП |
||||||
1 |
Апробация разработанных структурных элементов УМК |
Занятия теоретического и производственного обучения, открытые занятия |
Педагогические работники |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А. |
В течение периода реализации программы |
Аналитический материал |
2 |
Проведение открытых занятий |
Открытое занятие |
В течение периода реализации программы |
Методические разработки занятий |
||
3 |
Проведение педагогической экспертизы структурных элементов учебно-методического комплекса |
Заседания методической комиссии |
В течение периода реализации программы |
Рекомендации к использованию в образовательном процессе |
||
4 |
Обобщение педагогического опыта мастера производственного обучения Скворцова С.А. |
Круглый стол |
Май 2022 г. |
Методические материалы по обобщению опыта |
5 |
Проведение анализа деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования |
Педагогический совет, круглый стол, |
Педагогические работники |
Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А. |
Ежегодно до 1 июня |
Итоги деятельности, аналитическая справка |
6 |
Организация конференции по подведению итогов деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования |
Конференция |
Июнь 2022 г. |
Презентация деятельности ведущего |
||
7 |
Сотрудничество со средствами массовой информации |
Интервью, статьи |
|
Педагог дополнительного образования Моисеев К.А. |
Ежегодно |
Публикации о деятельности ведущего УПТО |
8 |
Аналитическая работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса |
Мониторинг |
Учащиеся и педагогические работники |
СППС |
В течение периода реализации программы |
Аналитическая справка |
- Применяемые методики, методы (технологии) и формы работы:
Для получения планируемого результата методической работы целесообразно использовать интерактивные технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированные, игровые технологии, технологию развивающего обучения, активные методы обучения, а также формы коллективной работы: семинары-практикумы, отчеты по самообразованию, открытые учебные занятия.
- Диагностический инструментарий:
Анализ соответствия структуры разработанных структурных элементов УМК по учебным предметам в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167.
Мониторинг эффективности средств обучения и контроля для оценки результатов учебной деятельности учащихся по результатам контрольных (проверочных) работ.
Аналитические справки о результативности применения разработанных структурных элементов УМК (рассмотрение на заседаниях педагогических советов, МК).
Анкетирование, ранжирование, социометрия, обобщение и др.
Разработчик:
Заместитель директора по УМР В.В. Коровкин
Руководитель проекта:
Директор учреждения образования
«Могилевский государственный
экономический профессионально-
технический колледж» О.А. Баханович
«____» ___________ 2019 г.
МП.
Куратор:
Начальник отдела организационно-методического обеспечения профессионального образования
учебно-методического центра
профессионального образования
учреждения образования
«Могилевский государственный
областной институт развития образования» _________________ Ж.В. Ольховская